Театр песни Любаши

Фальшь с детьми невозможна!


Московская правда, 11.03.2011

Смешные девчонки и мальчишки, улыбчивые поросята и задумчиво-мудрый попугай, неехидная ехидна и уж-ж-жасно смешная пчела с нелепо-раздутым носом, звонящий по «мобильному» петух и поедающий эскимо белый медведь — вышедшая недавно в издательстве «Астрель» книга «Новые стихи и песни для детей» сначала завораживает ярким, забавным оформлением. Она яркая настолько, что кажется мне солнечным зайчиком, взявшимся не пойми откуда посреди февраля и прыгнувшим вдруг в руки. А потом, когда начинаешь читать…

Творчество Татьяны Залужной, знаменитой Любаши, автора огромного количества популярнейших песен и подлинных хитов, давно рассматривается подавляющим большинством критиков как «неформат». Написанная ею книга тоже «неформатна». К необычным, типично «любашинским» стихам в ней еще и забавные картинки, а также — возможность «сотворчества». Поясню: к некоторым стихотворным строчкам в этой книге ребенок может придумать рифму сам, кое-где, иллюстрируя прочитанное и прочувствованное, он дорисует смайлик — угадав его «настроение»… Чем не сотворчество?

Впрочем, книга явно адресована не «лично товарищам детям», а и взрослым тоже. Зачем и почему?

Ну, надо сказать, что Любаша, и так предельно строгая к себе и своему творчеству, ко всему, что написано для детей, предъявляет повышенные требования. И это верно: ведь если за чудовищным словесным нагромождением, адресуемым взрослому человеку, порой и можно скрыть пустоту и отсутствие мыслей, как иной раз картина скрывает дырку в обоях, то с детьми фальшь невозможна. «Встроенный» в каждого ребенка удивительный механизм обнаружения лжи и неискренности мгновенно срабатывает, ему не могут понравиться стихи дешевые и поверхностные, тупые или сознательно оглупляющие — что скрывать, ведь есть же у нас книжки, адресованные якобы детям, но написанные будто «под идиотов». В этом кроется, к слову сказать, и секрет без малого вековой популярности классических детских стихов, написанных, скажем, Корнеем Чуковским или Агнией Барто. И их права на жизнь никто не оспаривает. Но ведь правда и в том, что не то что за век, за последние десять — пятнадцать лет жизнь поменялась невероятно, и наши дети живут в совершенно ином временном и технологическом пространстве. В Любашиной книге они встречают то, что им знакомо и понятно, что составляет часть окружающей их реальной жизни, — эсэмэски и интернет, компьютеры, мобильные телефоны… Которые ничуть не мешают жить извечным человеческим понятиям и ценностям — дружбе и любви, забавным придумкам и простому «счастью жить». И смешная корова, мечтающая стать божьей коровкой, встречается тут с жуками-внедорожниками, и счастлив воробей, которому нужен «такой пустяк: солнце, воздух, родная лужа, мама, папа и червяк». Ребенок засмеется над незадачливым воробьишкой, а взрослый — «промеряет» глубину припева: «Океан — это большая лужа, лужа — маленький океан…» И точно улыбнется и задумается, читая про нелепую ква-ква-фонию, устроенную зверятками не от большого ума, ибо нет лучшей иллюстрации для нашей повседневности — «кто кого перекукует, переквакает, перепоет, перетанцует, переякает…» И легче переживет печаль и грусть, вспомнив, что «у лица улыбка есть на тот случай, когда уйдет туча…»

Книжка вышла очень детской, очень взрослой, внесезонной — яркой и светлой, ироничной и мудрой. А еще — очень музыкальной. Потому что часть стихов положена Любашей на музыку и прекрасно поется. Диск, приложенный к книге, это чудесная музыка, караоке, и пропеть вместе с детьми эти чудесные стихи-песни будет здорово и весело. А это, мне кажется, главное.

Ольга КУЗЬМИНА

 


Copyright 2006 © ЛЮБАША. Все права защищены