Новости

24 мая концерт Любаши в галерее искусств Зураба Церетели
 

 
Звёзды поют

Звёзды поют песни Любаши. Более 100 хитов
 

 
Для детей

Стихи и песни Любаши
 

"Биография Любаши"

Биография Любаши

В одно прекрасное утро она поняла, что собственные песни ...


"Изучай меня по звездам" Книга Любаши "Изучай меня по звездам"

Книжное издательство "АСТ" c 7 мая

Пресса

Звёзды говорят о Любаше за кулисами ...
 

Сергей Соседов о Любаше (из блога Сергея Соседова на MAIL.RU)


Назад

Источник: http://blogs.mail.ru/mail/ssosedov/

…Давно хотел рассказать вам о творчестве Любаши. Очень люблю эту артистку, композитора, поэтессу. И считаю ее настоящим явлением в современной музыке – на уровне Земфиры, может даже выше, но, во всяком случае, не ниже…
Ее главная заслуга в том, что она сумела найти в песне свой, особый язык, свой стиль, почерк. У нее простые, вдохновенные, хитовые мелодии, которые сразу западают в душу, «прямо в сердце льются». Ее стихи очень коротки, многослойны, емки, парадоксальны и необыкновенно афористичны. Она пишет стихи, как мы пишем sms-ки – только делает это легко, изящно и высокохудожественно. Так не писал раньше никто – ни Шаферан, ни Дербенев, ни Танич, ни Резник… Кстати, у Земфиры часто тоже получается свежо, интересно, сюжетно, событийно, но – не лапидарно, не емко, не всегда столь образно… Посмотрите (из раннего Любашиного): «Улица, фонарь, аптека, и в окне два человека, / Год за годом, век за веком – улица, фонарь, аптека». Всего в двух строчках объята вся круговерть жизни, незыблемость мироздания, цикличность всего земного, зиждущаяся на любви («глобальность» строфы усиливается еще и мастерской отсылкой к Блоку).
А тонко выраженное смятение девушки, которая ждет своего нового друга (он уже звонит в дверь) и решает: «Открою – рискую СОБОЮ, не открою – рискую ТОБОЙ». Коротко и метко! И не надо никаких страстей, всхлипов, «берегов-туманов-обманов». То есть одной короткой фразой Любаша может сказать ВСЁ! Это ее поэтическое качество высоко ценил Михаил Исаевич Танич (который, надо сказать, вообще очень мало кого хвалил, а уж тем более восхищался!) Он и сам любил короткие, емкие стихи в песне, но, по его же признанию, «так, как пишет Любаша, у меня не получается». И эти слова дорогого стоит.
А сколько ругали ее за эту простоту, немногословность, писали, что это «примитивизм», ерничество! Само собой, конечно, доставалось и Аллочке Пугачевой, которая громко открыла Любашу и спела более 10 ее песен. Ругали за «Будь или не будь», «Кафешку», «Голову»… Между тем, «Голова» – совершенно искрометная, остроумная, а главное – самоироничная вещь, там три куплета: в первом поется, как девушка влюбилась и потеряла голову («под одеялом» – это кто-то счел пошлостью), во втором – как она ее (эту самую голову) «искала», а в третьем – оказалось, что «любовь прошла», и голова сама собой «нашлась». Так любовную тему, кажется, не решал в песне ни один поэт (если вы, друзья, вспомните что-то аналогичное, сообщите, пожалуйста, мне). Это настоящее чудо! А уж спеть припев со словами: «Голова моя глупая, безногая, безрукая…» могла только Алла Пугачева (ну и сама Любаша, конечно).
Беда вся в том, что наши сегодняшние певцы (почти ВСЕ!) обделены чувством САМОИРОНИИ – они все считают себя «людьми серьезными», «певцами важными», какими-то монументами, «философами», бог знает кем еще и не понимают, что выглядят от этого смешно! .. Из-за этого они теряют большое количество хорошего музыкально-поэтического материала, у них нет ВКУСА в выборе песен. А вкус заключается не в том, чтобы знойно проголосить что-то «проверенное» и избитое про «вечную, неземную (или, наоборот, земную) любовь», «скатертку льняную» или все те же «дожди-не жди», а в том, чтобы ОТКРЫТЬ СЕБЯ В ПЕСНЕ С НОВОЙ, НЕОЖИДАННОЙ СТОРОНЫ. Уметь посмеяться над собой и слушателем, поиронизировать. Пока на нашей сцене на это способны единицы.
И особенно печально, когда недалекие мыслишки и весьма поверхностные суждения о Любаше пишут известные музыкальные журналисты. Меня, например, очень смутило, когда один уважаемый критик в газете «Коммерсантъ», анализируя недавние сольные концерты Аллы Пугачевой в Кремле, как-то пОходя и необдуманно отозвался о прекрасной композиции Любаши «Ты – там, я – там». Вроде как это «примитивно и безвкусно» (в общем, «не Пастернак»). А на самом деле – это афористически тонко, необычайно глубоко и безумно вкусно, потому что – ингредиентов (читай: слов) мало, но сочетаются они друг с другом идеально, из-за чего возникает богатство смысла. Надо только уметь слушать и СЛЫШАТЬ, о чем поется в песне.
А поется там о тонкой, но прочной взаимосвязи людей, которых «разбросала судьба»: «Но если ТЕБЕ станет не по себе, телефон разрывается ТВОЙ – и катятся ТВОИ слезы по МОИМ щекам, и кажется несерьезным, что ты там, а я там». А в третьем куплете – все наоборот: «Будь ты на Луне, но если плохо МНЕ, телефон разрывается МОЙ – и катятся МОИ слезы по ТВОИМ щекам, и кажется несерьезным, что ты там, а я там». Опять та же цикличность, «закольцованность» смысла. Всего несколько простых слов, никакой зауми, а как много сказано! И потом, какой интересный, зримый и абсолютно свежий образ: ТВОИ СЛЕЗЫ ПО МОИМ ЩЕКАМ! И наоборот. (А главное – какая находка для певицы: эту вещь можно петь на всех юбилеях и посвящать как мужчине, так и женщине. Это тоже, кстати, называется вкусом в выборе песен.)
Вот вам и не Пастернак, и не Ахматова, а дается многим с трудом. Потому что и критики разучились СЛУШАТЬ, разучились ВОСПРИНИМАТЬ, разучились ПОНИМАТЬ. Кстати, эти люди, клянущиеся в любви к Пастернаку, Цветаевой, Мандельштаму и другим, ставшим хрестоматийными, поэтам (есть такие «ценители» и в моем блоге), на самом деле, только прикрываются высокими именами, а попроси их разобрать даже самое простое стихотворение, к примеру, Пастернака, – они отделаются только парой банальных фраз. Поверьте на слово – я таких «поэтолюбов» встречаю в огромных количествах, поэтому часто не реагирую на их реплики, вопросы и т. д. Мне это скучно. Людям вообще свойственно прятаться за признанные авторитеты, «проверенные» имена, как за деревьями в лесу. Как поет Пугачева: «Просто – считать уже открытые звезды, но одну – свою! – звезду так открыть непросто».
А Любаша – как раз та самая звезда. И многим из нас (в том числе и вам, мои дорогие читатели) ее еще предстоит открыть ... Да, друзья, новые имена и новый поэтический язык очень трудно отыскать, ПОНЯТЬ и ПРИНЯТЬ, но делать это надо.
Кстати, советую всем любителям хорошей эстрады приобрести прекрасно изданную книгу стихов и песен Любаши «Изучай меня по звездам» (с нотами, фотографиями, а также чудесными авторскими рассказами и даже пьесой!) – не пожалеете. Она вышла в 2008 году в издательстве «АСТ» и есть во многих книжных магазинах.
И тут мы возвращаемся к разговору о текстах на эстраде. ...Есть золотое правило (которое я, кстати, услышал от гения песенных стихов Михаила Танича): ПЕСНЕ МНОГО СЛОВ МЕШАЮТ. Ведь она звучит три-четыре минуты – все должно быть образно и лаконично (тем более когда припев повторяется несколько раз). Возьмите таничевских «Черного кота», «Мы выбираем, нас выбирают», «Аты-баты, шли солдаты», «Зеркало», «Погоду в доме», «Узелки» и прочие хиты – и вы увидите, что там не очень много слов, а смысла – бездна. Как и у Любаши (но о ней мы уже говорили).

© Сергей Соседов



Copyright 2006 © ЛЮБАША. Все права защищены