Новости

24 мая концерт Любаши в галерее искусств Зураба Церетели
 

 
Звёзды поют

Звёзды поют песни Любаши. Более 100 хитов
 

 
Для детей

Стихи и песни Любаши
 

"Биография Любаши"

Биография Любаши

В одно прекрасное утро она поняла, что собственные песни ...


"Изучай меня по звездам" Книга Любаши "Изучай меня по звездам"

Книжное издательство "АСТ" c 7 мая

Пресса

Звёзды говорят о Любаше за кулисами ...
 

"ЛЮБАША: Все могу понять"


Назад

Лариса Алексеенко, журнал "ЛИЦА", июль-август 2002 г.
Фото - Вячеслав Помигалов.

Она умеет расставлять точки над i и разрушать стереотипы. Вольно обращаться с текстами и ударениями, переиначивать цитаты, играть смысловыми оттенками, плести кружева слогов. Она скупа на слова и щедра на афоризмы, поэтому тексты песен застревают в памяти как лозунги прошлых лет “Родина моя - это родинка твоя”, “Были не близки, но близки”, “Душишь, а кажется - обнимаешь”, “Будь или не будь”.

Неизвестно, жизнь ли научила ее любить и терять или это было даровано ей при рождении, но все. что она делает, соткано из парадоксального единства противоположностей, лишено нарочитого сценического пафоса. Все так же просто и естественно, как сама жизнь. И она - Татьяна Залужная, на сцене - Любаша, внезапно появившаяся на густонаселенном Олимпе нашего шоу-бизнеса и без особого труда запавшая в душу: взглядом бездонных глаз, нервом, прошедшим через творчество, изломанными жестами. Альбом “А был ли мальчик?” вызвал небывалый резонанс: на нем Татьяна-Любаша пела по очереди с Аллой Пугачевой. в промежутках между песнями шла запись их доверительных телефонных разговоров. Впрочем, главная интрига содержалась даже не в двусмысленном названии CD и этом внезапно подслушанном общении. До сих пор остается непонятным, чем, собственно, был этот альбом: дебютом одной певицы или ренессансом другой. Авантюрой он был! И еще неизвестно, кто в эту авантюру ввязался с большим азартом.

До этого альбома Татьяна писала тексты и песни для разных исполнителей: Укупника, Аллегровой, Лолиты, Кати Лель, Алики Смеховой, Кристины Орбакайте. Но так как все наши исполнители консервативны, поэтому те песни, которые оказались на дебютном альбоме, мог спеть лишь тот, кому нечего терять: либо дебютант, либо прима, любой эксперимент которой примут с восторгом. Получилось, что спели двое. Абсолютно закономерно. Таня-Любаша показала песни, Алла Борисовна придумала проект и спела, не изменив ни одной строчки. Наверное, впервые в жизни.

- Все говорят: “Вам повезло”. Никто не хочет верить в то, что внимание примадонны можно просто заслужить. Все считают, что она снизошла, подняла и ты должен быть благодарен. (Таня-Любаша говорит тихо, и мягкие гласные выдают ее запорожское прошлое. Ни пиано, ни этих гласных нет в песнях, там ураган, драйв, слово-печать, стихия, Любаша. Передо мной Таня.) На наш сайт присылают стихи, пишут: “Тебе повезло, и я хочу, чтобы мне тоже повезло, передайте мои стихи”. Начинаешь читать, понимаешь, что в жизни так много нужно, чтобы действительно повезло. К этому “везению” нужно долго идти, оно не сваливается с неба.

- А свалившись, может убить?

- Да, “счастье с неба свалилось и убило меня”. У меня так и было после этого альбома. Все говорили: “Такое счастье свалилось”. А кроме него свалилось столько неприятностей, лжи, фальши и всего того, чего раньше не было никогда и к чему я оказалась не готова. В начале я была в ужасе. Не то чтобы насмерть, но это убило. У меня несколько раз за это время было желание уехать куда-нибудь.

- Дилемма из разряда “Быть или не быть”. Или “Будь или не будь”.

“Быть или не быть” звучит слишком серьезно и театрально-пафосно. А “Будь или не будь” - совсем по-другому. Это не цитата, а интерпретация, нужно так перевернуть, чтобы было смешно.

- Неожиданное у вас отношение к языку, фольклорное.

А мне очень нравятся народные песни. Мне кажется, они самые искренние, в них глубина, душа нараспашку, открытость, мудрость, простота. Хочется делать такие песни. Мне, как и каждому автору, не хочется, чтобы их пели десять человек, хочется, чтобы их было гораздо больше. Пусть не всякий поймет, о чем я написала. Каждый поймет по-своему. Я думаю: “А почему, собственно, я права, может, они тоже правы?” Песню “Мы приехали” можно понять так, что приехали не туда, билеты, наверное, не туда взяли, вот и станция не та, не повезло Главное, чтобы песня была близка.

- А вы приезжаете всегда на свои станции?

Конечно же, нет. Люди рождены, чтобы ошибаться. Нельзя научить жить без ошибок. Ошибки развивают духовно. Нужно падать, ушибаться, разбивать колени, плакать и любить.

- По-вашему, любовь - боль?

Не только боль, любовь - это все. Она более осязаема, чем сама жизнь, ведь любовь дает жизнь.

Ваша любовь - пуля, буря или...

- Нужно спрашивать у тех, кого я любила.

- Почему разлюбили?

- “Называй меня Любаша” - песня от имени любви. Она, любовь, так и говорит. “Я не хотела, так получилось". Она нечаянно, а люди от любви умирают. И как тут злиться, потому что она дала тебе не только боль, но и столько счастья, столько радости. Когда мы расстаемся, видим только боль, а о том, что было столько прекрасного, забываем. В результате кажется, что любовь - боль. А когда время проходит и боль уходит, через несколько лет понимаешь, как нужна была тебе эта боль. Благодаря ей ты столько открыла всяких граней в себе же. Если б не было любви, ты бы никогда не узнала, какой ты можешь быть. Ничего бы в тебе не изменилось, ты бы не выросла. Мне кажется, что все, что я написала, произошло благодаря тому, что я влюблялась как сумасшедшая, просто умирала от любви. Сейчас стала влюбляться по-другому: на духовном уровне, в безумно талантливых людей, в тех, кто чувствует меня. Эта любовь во взглядах, жестах, без слов. Слова отвлекают, они бывают лишними в отношениях между людьми. Как только слово сказано - фальшь возникает. Как только говоришь:“Я тебя так люблю” - все, становится не по себе. Ничего нет красноречивее взгляда. Когда в глазах слезы, дрожь в теле. Этого словами не опишешь. Когда произносишь слово, чувства обесцениваются.

- Поэтому и в творчестве вы столь кратки?

Мне нравится все лаконичное. Наверно, такой у меня характер, я много не говорю. Не зря говорят: “Словам тесно мыслям просторно”. Я придумала другую фразу: “Лучше говорить просто о сложном, чем сложно о простом”. Но мне еще нужно долго совершенствоваться, я до такого хочу дойти, чтобы о многом сказать одним словом.

- Кстати, вы сами кого из мужчин предпочитаете: гангстеров или пушистых зайчиков?

Каждая женщина - загадка. Никто не знает, чего мы хотим. Как и у любой женщины, мои симпатии и желания меняются настолько быстро и внезапно, что никто не знает, где я настоящая. Если бы мужчины умели угадывать наши желания, какая была бы жизнь!

-Не поверю, что женщина с образованием программиста столь внезапна и противоречива.

Образование формирует логику мышления. А структура души задается при рождении. Некоторые не понимают, зачем любить просто, если можно любить с выгодой.

- "Вчера миновало, завтра не пришло". Ваша жизнь между вчера и завтра...

Завтра - это выход в другую реальность. Своего завтра я не могу представить, цели перед собой не ставлю, но мечтать умею. Свои мечты я материализую в своей голове и умею делать так, что они сбываются. Я - мистик. И аналитик. Я всегда анализирую, что же было перед тем, как произошло какое-то событие. Какие мне сны снились, о чем я думала, какие были знаки судьбы. И всегда их нахожу.

- Что нетрудно. Наступил апрель, и состоялась премьера песни “Апрель”.

Но написана эта песня была давно. Кто же знал, что я вообще встречу Аллу Борисовну, что в апреле выйдет “А был ли мальчик?”. Два года назад мне приснился сон: тусовка, Алла Борисовна и ее окружение. Все как будто плывут мимо, я подплываю и говорю: “Алла Борисовна, я - Таня Залужная”. Она мне: “Я знаю” - и проходит мимо, а потом добавляет: “Подожди еще два годика в очереди”.

- Добиться успеха несложно, сложно удержать.

Мне не интересно держаться за какой-то формат, имидж. Тем более то, что я для себя называю “удержаться”, не соответствует общему представлению. Мне нужно просто писать более интересные песни, интересные для меня самой. Может быть, в этот момент я потеряю известность, меня никто не будет знать, но для себя я “удержусь” и буду расти с каждым альбомом. Главное - себя не потерять, если уж нашел. Сейчас, после того как обо мне заговорили, это очень сложно. Много соблазнов, хочется, чтобы много людей слушали мои песни, а значит, нужно идти на компромисс со своими принципами. Мне говорят: “Это - люди не поймут, это - радио не возьмет, программные директора забракуют”. Главное - не потерять то, с чего все начиналось. Раньше я искала для себя оправдания -мол, не для себя пишу, на заказ. И эти песни близки тем людям, которые их заказали, хотели - получили. А те певцы, которые заказывают песни, не стремятся самих себя показать, они имидж свой оправдывают. Какие они на самом деле, мы не знаем. Пообщаешься с ними и понимаешь: люди не глупые. И любят другую музыку, а поют эту, потому что дорожка проторена, воспринимается легко, успех стопроцентный гарантирован. Они находятся во власти той аудитории и имиджа, который приносит деньги.

- А ваш имидж?

- Мне кажется, что он еще не сформировался. То, что я в себе чувствую, еще не умею показать как актриса и певица. Может, даже и не сумею. Потому что то, что я себе представляю, этого еще нигде нет. Возможно, если сумею воплотить, не будет принято, люди принимают шаблоны. Для себя писать труднее, чем для других. Я самый строгий критик. То, что людей устраивает, меня - нет. И в окружающем меня мире, и в самой себе. Я очень пристрастный, придирчивый человек.

Я еще не умею абстрагироваться от зрителей. Иногда работаешь и понимаешь: в зале всего несколько человек твои. В таких ситуациях я не могу раскрепоститься. Это все равно что раздеться в присутствии людей, которые тебя не поймут и будут смеяться над тобой. Для меня даже жест многое означает. Он необъясним, иррационален, но в каждой песне - свой. Когда на концерте человек посторонний, может не понять, что эти жесты означают, но они органичны, созвучны с тем, что я чувствую.

- Грех вам жаловаться на посторонних. Алла Пугачева ваши песни поет, Владимир Сорокин на презентацию своей книги приглашает, Артемий Троицкий при каждом удобном случае комплименты расточает. Рафинированный круг поклонников получается.

На презентацию к Сорокину нас пригласили посчитав, что концепция музыки подходит для события. Я впервые оказалась на такой тусовке. Если честно, то больше всего мне нравится быть одной, нравится рождать новые образы, я так их реально чувствую, что больше мне ничего не нужно. У меня не бывает такого: эту песню я год писала, вынашивала. Я уже научилась чувствовать момент, когда мне нужно сесть и начать писать. Текст, музыка рождаются быстро. Много дольше я могу оттачивать, думать, как это спеть, продюсировать, как вокалом слово подчеркнуть, выделить. Говорят, что только дилетанты пишут по вдохновению, профессионал, если надо, должен просто садиться и писать. Но и у профессионалов есть песни от Бога и придуманные. Каждый поэт выделяет в своем творчестве несколько лучших произведений.

А вы что любите?

Как и все, я люблю только что написанное, свежее. Это как только что сорванный цветок, запах которого еще чувствуешь. А из старых мне очень нравится песня “Открою” - она была написана давно, но, единственная акустическая, в альбом не вошла.

А получился весь альбом в одном стиле. Потому, что я - одна. Можно любого аранжировщика сориентировать в любом направлении. Если бы Алла Борисовна делала спои аранжировки, а не взяла наши, они бы отличались.

- Ваши вкусы влияют на вашу музыку?

Мне нравится Стинг, нравится Бьорк. Ее искренность мне очень близка. В музыке должна быть искренность. Можно красивую песню написать, но быть неискренним при этом. Можно своровать у кого-то что-то. Я разделяю песни на кукол и людей, и настолько чувствуется, когда песня дышит, от фальшивой песни никогда слеза не пробьет. Мне странно от того, что люди не могут ничего придумать, а берут и воруют. Нравится тебе музыка, прослушай, войди в это состояние, напиши что-то свое. Мне все равно, что это - стихи, музыка, танец. Если вдохновляет, я сразу хватаю ручку и нишу - руки чешутся. Я недавно написала песню “Включите солнце”, послушав “Оксан Эльзы”.

- Трудно после Пугачевой петь песни?

Несколько некомфортно. Люди ждут примадонну, и получается, что ты боишься их разочаровать.

- Альбом спет на равных. А вот про диалоги этого не скажешь.

Я была против диалогов. Звонила Алле Борисовне, говорила, что не справлюсь в них себе, что они так приземляют песни. Она возразила: “Ты ничего в этом не понимаешь, поэтому не протестуй, написала песни - и все”. Я сказала: “Если включать эти разговоры в альбом, то в них должны быть крючки, фишки, чтоб они запоминались как афоризмы и чтобы их можно было слушать много раз. Это как стихи. Вы же читаете помногу раз “Свеча горела”, н они не раздражают.

- Вы обречены на вопросы: “Часто ли созваниваетесь с Пугачевой н записываете ли разговоры?”

- Редко звоню. Мне хочется, чтобы за звонком не прочитывалась корысть. Позвонила после презентации альбома и исчезла так надолго, что стыдно стало. Перезвонила, мне хотелось пригласить на свой концерт, сказала: “Алла Борисовна, здравствуйте, это, это, это - Любаша”. Прозвучало как разговоры с альбома. Мы рассмеялись без комментариев. Алла Борисовна меня очень хорошо воспринимает. Она “видит” меня. Она знала, что у меня нет сценического опыта и впервые на сцене не то что петь, стоять невозможно. Когда на “Голубом огоньке” шла запись песни “Родинка”, режиссер, ставивший; мероприятие, начал наезжать на меня “Что ты такая закомплексованная, замороженная, закрепощенная?” - Алла Борисовна, услышав эту фразу, подозвал его н на ухо сказала так, что услышал многие: “От того, что ты говоришь, даю мне холодно. Она - взрослая девочка, сама знает, что ей делать. Ее фишка в этой естественности. Пусть она будет такой какая она есть”. Он отошел и уже больше ничего мне не говорил.

(c) "ЛИЦА" 2002



Copyright 2006 © ЛЮБАША. Все права защищены